Цифры

Журналы как хобби

  • Марина Носкович«Бизнес»

  • 17 мая 2005 11:13

  • 6910
В России формируется рынок коллекционных изданий
В обнародованном на прошлой неделе докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о российском рынке периодической печати впервые были упомянуты так называемые журналы partwork (коллекционные издания). Между тем объем продаж появившихся на российском рынке только в 2003 году partwork в ближайшие два года может достичь $100 млн.
Partwork - коллекционное издание, выходящее с периодичностью два-четыре раза в месяц. Издание обычно посвящено одной теме (например, кулинария, комнатные растения, художники и т. п.). Partwork не содержат рекламы и имеют ограниченный срок существования - год-два, пока тема не будет исчерпана. На Западе этот рынок оценивается в несколько миллиардов долларов.
В России partwork появились в начале 2003 года - на рынок вышло британское издательство Marshall Cavendish с еженедельными выпусками энциклопедии «Древо познания». Следом появились проекты ИД «NG-Премьер» («Узнай свою судьбу», «Волшебный клубок», «На рыбалку», «Комнатные растения»), а также английских издательств De Agostini («Художественная галерея») и Fabbri Publishing («Открой мир с Волли»), работающих через ИД «Бурда». Сейчас участники рынка оценивают этот сегмент в $20 млн. Но, по оценкам самих издателей, уже в 2005–2006 годах объем продаж partwork может достигнуть $90–100 млн.
В России partwork стоит в среднем 30 рублей, что существенно ниже, чем, например, в Европе (около $10). Прибыль достигается за счет тиражей, минимальный из которых составляет десятки, а максимальный - сотни тысяч экземпляров. В начале запускается несколько номеров, первые выпуски находятся в продаже одновременно. Затем периодичность сокращается до нескольких месяцев. «Со временем количество собирающих уменьшается - при запуске тираж первых номеров большой, потом он постепенно падает,- констатирует президент издательства «NG-Премьер» Юрий Дейкало.- Есть такое понятие: соотношение тиража последнего номера и первого. Если соотношение выше, чем 20%, значит, коллекция удачна».
Как показывают исследования издательства «NG-Премьер», до 80% читателей, купивших первый номер коллекции, остаются лояльными покупателями до конца выпуска. А если читатель покупает первые три-четыре номера, шансы, что он купит все номера серии, равны почти 100%. «Можно говорить о развитии этого сегмента в будущем»,- говорит коммерческий директор ИД «Бурда» Роман Дорошенко. А Юрий Дейкало считает, что емкость рынка «хоть и велика, но не безгранична»: «Только массовое увлечение, например, кулинария, может стать темой для partwork. А одна ниша может вместить одно-два, максимум три издания».
Однако развитие сегмента тормозит высокая стоимость продвижения. Более 90% дохода в partwork приходится собственно на продажи, причем в основном в регионах. Поэтому рекламная кампания эффективна только на федеральных телеканалах. По оценке Юрия Дейкало, ее стоимость начинается от $1 млн. «Сейчас на рынке четыре крупных игрока: мы, Marshall Cavendish, De Agostini и MB. Из них трое - иностранцы. Причина - высокий порог вхождения. Запуск одного partwork сравним с бюджетом запуска большого глянцевого журнала,- говорит Дейкало. С ним соглашается директор по информации ИД «Проф-Медиа» («Известия», «Комсомольская правда» и др.) Константин Воронцов. «В целом расходы на маркетинг и продвижение могут составлять до 40% суммы „лонча” - не многие российские издатели готовы на такие расходы». А Роман Дорошенко из ИД «Бурда» предупреждает, что эти инвестиции могут оказаться напрасными «при отсутствии проверенных на практике идей и опыта издания коллекций». «У иностранных ИД больше опыта и качественных, проверенных во многих странах продуктов. Им не надо придумывать нового, надо просто хорошо адаптировать имеющиеся у них коллекции»,- поясняет Дорошенко.
По мнению Юрия Дейкало, еще одна причина того, что российские компании не очень охотно идут в этот сегмент,- дистрибуция. «Подготовка partwork сходна с книжной, а дистрибуция - с журнальной. Компаний, которые делают и то и другое, у нас на рынке нет»,- говорит Дейкало.

«Люди ловятся на крючок»

МАРИНА НОСКОВИЧ

Выпуск журналов для коллекционирования (partwork) -один из самых быстрорастущих сегментов на издательском рынке. К примеру, в Великобритании, являющейся крупнейшим рынком partwork, в 2000 году объем рынка составлял порядка 86 млн фунтов, а к 2003 году он вырос уже до 109 млн фунтов. Согласно данным исследования, проведенного Periodical Publishers Association (PPA), c 2000 года в Великобритании было запущено 65 серий журналов для коллекционирования.
По мнению представителя PPA Хелен Уилкинсон, «купив первый номер, люди ловятся на крючок и затем уже не могут остановиться - и покупают номер за номером».
В 1960-х и 1970-х годах такие фирмы, как английская Marshall Cavendish, начали выпускать partwork, разделенные по половому признаку: кулинарные рецепты и техники вышивки для нее; садоводство и уход за машиной - для него. Сейчас коллекционные издания стали ярче и красочнее, они стали менее обучающими и направлены скорее на обучение через развлечение.
Итальянская De Agostini контролирует практически половину мирового рынка. Одна из самых популярных серий журналов для коллекционирования - Teddy Bear, первый номер которого разошелся тиражом 700 тыс. экземпляров. Итальянский издательский дом Fabbri контролирует 20% рынка. Другими крупнейшими издательствами в этой области являются французская компания Hachette и испанская Del Prado, а также британские компании Marshall Cavendish, Summertime и Eaglemoss. В 2003 году последняя выпустила серию Horrible Histories, основанную на популярных книгах Терри Деари (Terry Deary). Тираж каждой книги этой серии составил 200 тыс., хотя обычно эта цифра не превышает 60 тыс.
Основные траты издательств, выпускающих partwork, приходятся на рекламную кампанию, предшествующую выпуску первого номера серии. Обычно на нее издатели тратят около 1–1,2 млн фунтов. Итальянская же De Agostini тратит 1,5 млн фунтов. В результате первый номер чаще всего выходит в январе, поскольку в этом месяце реклама на ТВ самая дешевая. Отсутствие рекламы в самих partwork Хелен Уилкинсон объясняет тем, что «реклама снижает стоимость и коллекционную привлекательность издания».