Цифры

Глоток «Озона»

  • Анастасия Нарышкина«Бизнес»

  • 05 августа 2005 13:37

  • 8769
Бизнес Клемана процветает, потому что людям приятно разворачивать покупки, доставленные почтальоном
«Ровно 40 минут. Вопросов личного характера лучше не задавать, он все равно на них не ответит»,- инструктировал пресс-секретарь перед интервью. После такого вступления я ожидала увидеть какого-нибудь монстра вроде Марлона Брандо из «Крестного отца». А президент холдинга «ППЕ группа» Паскаль Клеман оказался молод, светловолос, улыбчив и невероятно энергичен. Подведи к нему лампочку - точно будет светиться.

Спасибо погоде
Вопросов «личного характера» почти не было, поэтому кое-какую информацию этого самого характера пришлось искать в интернете. А он сообщил, что 24-летний француз Паскаль Клеман (Pascal Clement)приехал в Россию с дипломом Страсбургского университета. Что написано в дипломе, выяснить не удалось. Что привело молодого человека в наши палестины - тоже неизвестно.
До PPE Клеман поработал в Москве, в зарубежных фирмах, занимавшихся ритейлом. А потом организовал собственную компанию для торговли по каталогам.
- В России ритейл - это очень сложно,- говорит Клеман, поясняя, почему остановил свой выбор на дистанционных продажах.- Страна очень большая. Нужны склады, грузовики…
К этому Паскаля Клемана подтолкнули и другие обстоятельства. В России 42 тысячи почтовых отделений, позволяющих отправлять товар туда, куда не доедет ни один ритейлер. В России множество газет, в которых можно давать объявления. На всю страну - один язык, и к тому же русские любят читать. Зато в России очень плохо с гипермаркетами: во Франции в среднем на 20 тысяч населения приходится один (вроде московского «Ашана»), а в России в те времена и «Ашана» не было.
«Достаточно сложная погода» (столь деликатно характеризует Клеман наш чудовищный климат) тоже пришлась весьма кстати. Там, где холодно, скажем, в Канаде и в Финляндии, любят делать покупки, не выходя из дома. Впрочем, дистанционная торговля процветает даже в теплых странах, где магазины на каждом углу. Это потому, считает Клеман, что людям приятно получать письма, листать каталоги, разворачивать покупки, доставленные почтальоном.
- Это как игра. Человек получает коробку, где лежит его заказ, открывает ее… Это приятно. В Америке это миллиарды долларов.
Клеман предположил, что это занятие полюбят и в России, и, похоже, оказался прав. История его компании - совершенно рождественская: приехал иностранный человек, вложился в перспективную идею, а сегодня легко ворочает миллионами. Начал с торговли по почте книжками о домоводстве, за несколько лет выстроил холдинг, привлек в качестве инвестора фонд Baring Vostok Capital Partners, вложивший в PPE $5 миллионов.
Сегодня в PPE входят компании, торгующие по каталогам и через интернет, компания, предоставляющая финансовые услуги совместно с международной Societe Generale Group, а также службы обеспечения. Оборот холдинга за первое полугодие 2005 года вырос на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2004-го и составил $48,67 миллиона. За это время было отправлено 1,7 миллиона заказов, плюс 19 миллионов каталогов и писем, и холдинг, в котором трудятся около полутора тысяч человек, сделался вторым по объемам отправлений партнером российской почты (первый - Пенсионный фонд).
«Это только начало»
Клеман открыл свою первую фирму в 1995-м.
- Сначала это была очень маленькая компания,- рассказывает Клеман (кстати, он очень быстро и очень здорово говорит по-русски, делая французские ударения в словах и на французский манер смягчая согласные).- Только русские книги: кухня, здоровье. На них был большой спрос, компания стала расти.
Ну а потом, как известно, случился знаменитый кризис. Деньги Клемана были в печально известном банке «СБС-агро». Дальше понятно.
- Я думал, что уеду из России, как 95% иностранцев,- говорит Клеман.- Но потенциал страны был так огромен, что я остался и ждал. Многие ушли, они не оценили потенциала. А сейчас многие придут.
Тут Паскаль Клеман берет лист бумаги и чертит, говоря при этом:
- Люди умны, страна богата, она всегда будет идти вверх.
На картинке - синусоида, колеблющаяся вокруг прямой, которая устремлена в правый верхний угол рисунка. Колебания затухают, а прямая, которая обозначает направление, идет вверх. Так и Россия, считает Клеман: движение вверх, хотя и не без падений.
Вверх идет и его бизнес. Продажи в 2004-м составили $72,2 миллиона, причем 90% продаж приходится на регионы; основной покупатель - женщины старше 35, из провинции. Потому что дистанционная торговля живет везде, где есть почта.
- Когда мы отправляли первые письма с предложениями что-то выбрать, очень многие отвечали нам так: где вы взяли мой адрес? Но люди гибки, все вокруг быстро меняется. В декабре 2004-го мы отправили 500 тысяч заказов, это просто гора… Тут мы лидеры, но это только начало. Это направление будет очень быстро расти,- рассказывает Клеман.
Подобно паззлу
Когда стало ясно, что идея с каталогами была удачной, Клеман поехал за границу - перенимать опыт.
- Объехал Европу, чтобы посмотреть, как делаются такие компании,- говорит он.- Я ведь в этом не специалист.
Из поездок он вынес понимание того, что в этой сфере чрезвычайно важна логистика. Что в нее нужно вкладывать миллионы, что под нее нужно создавать отдельную компанию.
Для дистанционной торговли логистика - нечто особенно важное. Скажем, интернет-магазин «Озон» (Ozon.ru; 51-процентная доля которого была куплена PPE два года назад), в 2004-м имел оборот $2 миллиона. Граждане, которые делают покупки в «Озоне», живут в 107 странах. В среднем магазин ежедневно обрабатывает 2,3–2,5 тысячи заказов, а средний заказ - это три-четыре единицы товара. Все это нужно отправить по почте или доставить с курьером, ничего не перепутать. А еще раньше ассортимент нужно завезти на склад, причем ходовой товар (а это 50–60 тысяч наименований) должен быть на складе постоянно, а прочий (всего в «Озоне» 385 тысяч единиц товара) - в зависимости от спроса. И это только один интернет-магазин. Рассчитать все-все-все, грамотно распорядиться складом (12 тысяч квадратных метров в Твери) - это и есть логистика, и ею в PPE занимается специальная компания Promopost.
А потом к двум компаниям стали прибавляться новые. Происходило это потому… да потому, что просто не могло не происходить. Одно вырастало из другого. Холдинг складывался, как паззл. Так появился колл-центр.
Естественно, в такую компанию, как PPE, поступает масса звонков. Приходится нанимать людей, которые принимали бы эти звонки. На Западе поняли, что проще и выгоднее отдать эту функцию специальным колл-компаниям, которые работают на множество клиентов сразу. Это разгружает офис, позволяет сэкономить на рабочем месте. К тому же на звонки в этом случае отвечают профессионалы, умеющие вежливо говорить с клиентом. Паскаль Клеман решил пойти по этому пути. Он купил 51% небольшой компании Direct Star, которая сегодня оказывает услуги телефонного центра и PPE (это 10% ее работы), и сторонним потребителям.
- Сегодня у нас 600 человек, а будет вскоре 2 тысячи, так как спрос на эти услуги очень быстро растет,- поясняет Клеман.
- А какое направление из тех, что есть, у вас любимое?
- Интернет-торговля,- отвечает он.- Мы одна из первых компаний, которые стали инвестировать в эту сферу.
Глоток озона
До знакомства с Клеманом интернет-магазин «Озон» уже несколько лет торговал книгами. Рассказывают, что вырос он из питерского клуба любителей фэнтези, которые так зажигательно обменивались мнениями о прочитанном на своем сайте, что к ним потянулись и совершенно «левые» люди с вопросом о том, где ж все это можно купить. Потом у «Озона» появились иностранные инвесторы, и у одного из них в 2002 году Паскаль Клеман купил 51-процентную долю акций.
- Потому что я понял, что там очень большой потенциал,- и он разводит руками, наглядно демонстрируя ширину потенциала.
Народные массы перепродажи «Озона» не заметили. Ничего не изменилось, если не считать того, что вырос ассортимент: появились диски, фототехника и др. На месте осталась возможность выбрать обращение к себе: фельдмаршал, благородный дон, мэм, ваше высочество или просто дорогой. И самое главное - книжки, составляющие около 60% ассортимента. Цены тоже остались такими же, как и были, то есть примерно магазинными. Дело в том, сказали нам сотрудники PPE, что содержать интернет-магазин стоит столько же, сколько и обычный, только структура расходов другая. Там, где в ритейле платят за аренду, виртуальный магазин вкладывается в «железо» и логистику.
Дело это показалось Клеману столь перспективным, что в ближайшее время он откроет интернет-магазин для продажи электронной техники Dell, а также магазин фототоваров и услуг (по-видимому, Kodak). Конкуренции Клеман не опасается.
- Есть еще несколько web в России, но это два-три мальчика-студента, а тут нужна логистика.
Останавливаться энергичный француз не собирается. Он считает, что потенциальных клиентов, готовых покупать на расстоянии, в России около 70 миллионов. Ну, может, не сейчас, а попозже, когда улучшится экономическое состояние страны.
- Через пять лет вы будете делать заказ в интернете через мобильный. Это будет так же привычно, как выйти за хлебом. Люди очень быстро приобретают такие привычки.
В скором времени будут запущены новые интернет-магазины, а через два-три месяца - магазин телевизионный.
- Это будет совсем не то, что мы видим сегодня в России,- говорит он.- У вас нет TV-shop! У вас просто копия американской системы, которая неинтересна. А во Франции телемагазин - это шоу, в котором участвуют известные люди.
Клеман рассчитывает, что его шоу будет идти каждый день примерно по часу, на каком канале - секрет: «идут переговоры». Чем будут торговать, тоже секрет. Но во всяком случае это не будет нечто особенное. Это будут те же товары, которые пользуются спросом по всему миру.
- Русские clients - они такие же, как немцы или американцы. Хотя русские всегда думают, что они unique. Нет, что бестселлер в Европе, то бестселлер и здесь. Все абсолютно то же самое.
Кстати, вполне возможно, что на покупку товара в телемагазине можно будет взять кредит все в том же холдинге. Дело в том, что одно из его подразделений, «Русфинанс», совместно с Societe Generale Group выдает потребительские кредиты (разумеется, не только своим покупателям). Клеман считает, что и это направление весьма перспективное.
- Когда я был студентом, я купил мой первый автомобиль в кредит,- рассказывает он.- В Европе объем потребительских кредитов составляет 50% ВВП, в Польше и Чехии - около 15%, в России пока что всего 4%. Объем будет огромный!
Взглянув на часы и сказав себе, что пора закругляться, я спрашиваю Клемана о том, какое направление самое прибыльное.
- Я не смотрю, что выгодно, что невыгодно. Я смотрю, что имеет потенциал. Но мы всегда прибыльны. Прибыль наша группа всегда инвестирует - это наша философия. Мое чувство - что это начало нашей истории. Моя philosophie в том, что Россия - страна, в которой результата нужно ждать долго. И нужно иметь про запас стратегии…
На этом отпущенные мне 40 минут истекли. Похоже, что еще полчасика, и я услышала бы еще о десятке проектов, плавно вытекающих один из другого.
Уже на пороге я успеваю спросить, кто же всем этим руководит.
- Мы тратим очень много денег на обучение, и поэтому сегодня я работаю мало,- серьезно говорит Клеман.- Все направления растут без меня, все благодаря команде. На каждом направлении свой начальник, русский. Еще есть несколько иностранцев. А вообще команда - это значит, что все должны ощущать себя хорошо, тогда бизнес будет успешным. Тогда у людей будет энергия. Будущее огромно!