Цифры

"Самая сумасшедшая наша идея - попытка конкурировать с государством"

В августе этого года сбылась давняя мечта Юрия Федутинова: он побывал на Кюрасао. Одним из открытий острова для гендиректора «Эхо Москвы» стало то, что местные аборигены до мозга костей– современные люди, живущие по всем законам XXI века. Самое большое увлечение Юрия Юрьевича – водная стихия и все, что связано с водой. Рыбалка, ныряние с аквалангом и без, водные путешествия стали его хобби еще в юношестве. Его первый улов – 7 килограммовая щука!

Журналу «Новости СМИ» Лауреат Премии «Медиа­Менеджер России» рассказал о том, почему в последнее время аудитория радиостанции «Эхо Москвы» снизилась на 50 тыс. человек, кто главный конкурент «Эха» и на чем проще всего погореть в радиобизнесе.

Беседовала Анна Кузина

ДОСЬЕ

Федутинов Юрий Юрьевич
родился 23 октября 1958 года.
Окончил в 1981 г. Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза. Имеет красный диплом. В радиовещании с 1979 года.
С 1991 г.– заместитель директора, с 1992 г.– генеральный директор радиостанции (ЗАО) «Эхо Москвы». С 1999 года по настоящее время – генеральный директор радио «Эхо Петербурга». С мая 2000 года по июнь 2001 года – генеральный директор ЗАО «М­Пул Плюс» (радио «Спорт­FM» и «До­радио»). С февраля 2000 года по 2001 год – председатель Совета директоров радио «Деловая Волна».
Стажировался в 1994 г. в Bureau of Broadcasting (USIA) по специальности «Управление радиовещанием» и в 1992 г. в Centre national de formation des journalistes (Франция) по специальности «Управление средствами массовой информации». Имеет диплом МВА (Академия народного хозяйства) по специальности «Управление и право».
Награжден: медалью «850­летия г. Москвы»; орденом «За заслуги перед отечеством» II степени; Национальной Премией в области медиабизнеса «Медиа­Менеджер России – 2001».
– В последнее время все больше радиостанций меняют формат в сторону информационного вещания. Хотя до недавнего времени это была прерогатива исключительно «Эхо Москвы»… Не смущает ли Вас появление новых конкурентов?

– Сегодняшний бум смены формата на информационный я напрямую связываю с потрясающими успехами нашей страны в области продажи энергоресурсов. В России появились свободные деньги, которые направляются на новые идеологические разработки. То, что «Эхо Москвы» удалось создать иллюзию «единственного на рынке», говорит о том, что мы неплохо потрудились. Назовите хотя бы одну радиостанцию, которая, подобно нам, работала бы одним киловаттом с мачтой, высотой в 100 метров, из загорода… Радиостанцию слышно более­менее уверенно на половине территории Москвы. Но Министерство связи, например, не считает ситуацию драматичной. О какой конкуренции, в таком случае, может идти речь?! Мы в своем формате работаем сознательно, и менять позицию в ближайшее время не собираемся.

Я абсолютно уверен, что через некоторое время новые радиостанции заявят, что информационный формат не работает, и снова вернутся к музыкальному. Но при этом они уже будут обладать огромной сетью вещания. Я даже предполагаю, что это произойдет в 2009 году. Думаю, Вы меня понимаете…

Кстати, очередное обещание государства сокращать свое присутствие на информационном пространстве, не сбылось. Насколько мне известно, в ближайшее время ожидается выход «Маяка» в FM­диапазон.

– В таком случае «Маяк»– ваш потенциальный конкурент?

– Я достаточно давно работаю на рынке, чтобы считать конкурентами всех, включая производителей сувенирной продукции. Ручки с логотипом фирмы – тоже мои конкуренты.

– Какая радиостанция вас приятно удивила в последнее время? Чем?

– Мне очень нравится, как работает «Проф­Медиа». С приходом на радио денег, люди стали консервативнее в отношении революционных перемен в вещательных технологиях. Каждый новый шаг тщательно взвешивается, это нельзя не заметить. Очень интересный проект и радио «Ретро FM».
Однако я должен сказать, что в последнее время успешно поработало и «Эхо Москвы». Мы значительно усилили разговорный формат в вечернем эфире, больше работаем в мультимедийном направлении. В прошлом году я слушал «Эхо Москвы» в Австралии на Большом барьерном рейфе. Сегодня мы вещаем на трех Интернет­каналах, в кабельных сетях, на спутнике, в программах «НТВ– Плюс» и т.д. Возможно, это «копеечки», но мы полагаем, что за этим будущее. Говоря о том, что «Эхо Москвы» вплотную вошло в мультимедийное пространство, я, прежде всего, обращаю внимание на наш совместный телевизионный проект с таким же мультимедийным каналом как RTVI, который работает преимущественно на зарубежную аудиторию, но при этом использует абсолютно все способы доставки сигнала, которые только выдумало человечество.

Программа «Эхо Москвы» «Особое мнение», которая пользуется огромной популярностью среди зрителей этого канала, одновременно пользуется не меньшей популярностью на нашей радиостанции, и это находка, которой мы гордимся.

– А какова, в таком случае, динамика рекламных сборов?

– По сравнению с прошлым годом динамика рекламных сборов «Эхо Москвы» весьма положительная. Однако мы еще не достигли той степени прозрачности взаимоотношений в рекламном бизнесе, чтобы называть конкретные цифры.

– Согласно данным компании TNS Gallup Media, аудитория радиостанции «Эхо Москвы» в период с ноября 2004 года по июль 2005 снизилась с 671­й до 623­х тысяч человек. С чем это связано, на Ваш взгляд?

– Как мы уже говорили, борьба за аудиторию обостряется. Это связано с появлением новых проектов в информационном формате. А потому, эрозия аудитории неизбежна. То, что аудитория «Эхо Москвы» сократилась на 50 тысяч – нормальная ситуация. Летом большинство наших слушателей уезжают на дачу и слушают радиостанцию там, в то время как опросы происходят по старой технологии, при помощи обзвонов и дневников. Да и вообще снижение аудитории в летнее время – совершенно нормальная для радио ситуация. Еще раз хотел бы обратить внимание на то, что по доли аудитории в вечернее время мы по Москве занимаем второе место среди всех радиовещателей. В целом по России у нас более скромные результаты.

– Каковы планы «Эхо Москвы» по развитию региональной сети?

– На данном этапе планов по развитию региональной сети у «Эхо Москвы» нет. Нам не дают частоты. Иногда ситуация доходит до абсурда: частоты получают те, кто, еще не имея радиостанции, клятвенно обещает конкурировать с «Эхо Москвы». Но такова позиция Федеральной конкурсной комиссии, и мы относимся к ней с пониманием.

– В продолжение темы о решениях Федеральной конкурсной комиссии. Пойдет ли, на Ваш взгляд, на пользу московского радиорынка решение Федеральной конкурсной комиссии о выделении 14 новых частот на участие в конкурсе?

– Я не обсуждаю решения Федеральной конкурсной комиссии. Слышал, что работа комиссии не раз подвергалась осуждениям. Я не разделяю никаких слухов, прежде всего, потому, что у меня никогда не было прямой возможности эти слухи проверить.

– Что бы Вы поправили в законе о СМИ, будь у вас такая возможность?

– Я бы ничего не поправлял в законе. Поправки нужны в том, как этот самый закон исполняют. Президент страны признает, что судебная система в России не работает, но и после этого заявления система продолжает работать по­прежнему… О чем же говорить, если государство продолжает трактовать законы так, как удобно ему?! В «прошлой жизни» я был специалистом по развивающимся рынкам. В то время я испытывал иллюзию по отношению к России. Я был уверен, что наша страна пойдет по пути развития Латинской Америки. Сегодня все указывает на то, что мы идем по африканскому пути развития. Чтобы удержаться на плаву, надо подстраивать свое поведение, свой бизнес под предлагаемые стандарты. И тогда успех гарантирован.

– «Эхо Москвы» такой успех гарантирован?

– В самом начале пути мы завели собственный порядок, в котором стараемся быть успешными, не смотря ни на что.

– На чем проще всего прогореть в радиобизнесе?

– Самонадеянность и излишняя самоуверенность – это то, что губит любой бизнес. В первую очередь, необходимо удовлетворять запросы потребителя. В то же время нельзя забывать о роли государства в радиобизнесе. В свое время выбором «Эхо Москвы» стала попытка составить конкуренцию государству. Как выяснилось позже, в африканских странах такие попытки не бывают оправданными.

– Какова самая сумасшедшая идея Юрия Федутинова на «Эхо Москвы»?

– Сам по себе проект «Эхо Москвы»– сумасшедший. Отсюда много мелких сумасшедших идеек. Идея конкурировать с государством – сумасшедшая. Идея пригласить в эфир Виктора Шендеровича и Евгения Киселева – сумасшедшая. Удивительно то, что при всем этом мы оказались самым долгоиграющим проектом на российском рынке. Думаю, такое положение «Эхо Москвы» скоро поправят…

– А самые серьезные промахи Юрия Федутинова за время работы на радио «Эхо Москвы»?

– Придя на радио, я не стал обращать внимания на вопросы собственности. Пожалуй, это и был самый большой промах: до сих пор я остаюсь только наемным менеджером. Поэтому, если у меня кто­то спросит совета, я буду твердить, что нужно идти в собственный бизнес, рисковать, но создавать свое дело.

– Какой он, настоящий радийщик?

– В Европе говорят, что настоящий радийщик и матом пошлет с правильным ударением. Однажды на Совете директоров я столкнулся в коридоре с господином Сенкевичем. Я был одет в строгий костюм с галстуком. Увидев меня, Николай Юрьевич сказал: «Что­то вы не похожи на настоящего радийщика». В этот момент из­за угла выбежал взъерошенный Венедиктов, … и все стало понятно без комментариев.

СПРАВКА

Радиостанция «Эхо Москвы» впервые вышла в эфир 22 августа 1990 года. Это первая независимая радиостанция, получившая в Москве лицензию № 1 после принятия закона СССР, разрешившего частное радиовещание. Продолжительность вещания составляла всего 3 часа в день, а в штате было только 5 человек. В настоящее время радиостанция осуществляет круглосуточное вещание на FM – 91,2 МГц, УКВ– 73.82 МГц. Штат сотрудников включает 120 человек, кроме того, «Эхо Москвы» располагает большой сетью внештатных корреспондентов, готовых в любой момент передать в эфир информацию с места события, в том числе из «горячих точек».
На сегодняшний день радиостанция вещает более чем в 30 городах России, в том числе в Санкт­Петербурге, Ростове­на­Дону, Саратове, Ижевске, Красноярске, Екатеринбурге, Самаре, Иркутске, Челябинске, Кемерово, Тюмени, Томске, Ухте, а также в Чикаго (США), Риге (Латвия), Висагинасе (Литва). Ежедневная аудитория радиостанции, согласно данным TNS Gallup Media, по России составляет около 1,2 млн. человек.