Цифры

Heineken и InBev выпили всё

Этот год прошел для пивной отрасли под знаком двух давно ожидаемых тенденций: темпы роста снизились, одновременно началась активная консолидация рынка. В результате совокупная доля западных производителей выросла на 11,1%, до 84,3%. Были проданы ПИТ, "Степан Разин", "Тинькофф", екатеринбургская "Патра" и Байкальская пивоваренная компания. В результате на рынке остались только две крупных независимых компании - "Очаково" и "Красный Восток", которые просят за свой бизнес более $1 млрд каждая.

Еще медленнее

В 2005 году российский пивной рынок покажет самые низкие темпы роста за последние семь лет. По прогнозу Российского союза пивоваров, за год рынок вырастет на 5%, а в натуральном выражении, по оценке "Бизнес Аналитики", на 3%, до 857 млн дал. А в 2004 году рынок прибавил 12,5% в натуральном выражении. Участники рынка объясняют снижение роста ограничениями пивной рекламы: принятые в конце 2004 года поправки к закону "О рекламе" запретили телерекламу пива с 7 до 22 часов, а также использование в роликах образов людей и животных.

Впрочем, эксперты связывают снижение темпов роста пивного рынка и рядом других факторов. "Рынок не может расти постоянно высокими темпами, у роста есть предел.

Теперь пивовары будут делить рынок между собой, а не расти вместе с ним",- говорит аналитик ИК "Атон" Алексей Языков. По его мнению, снижение темпов роста продолжится и в дальнейшем, а в 2007 году рынок прибавит не более 2%. Снизится и рентабельность, прогнозирует председатель исполнительного секретариата Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов. "В последние пять лет акцизы растут быстрее, чем инфляция.

Например, в 2003 году акциз был увеличен на 25%, а инфляция была 15%. Помимо этого, растут транспортные тарифы",- говорил Мамонтов.



Сезон покупок

Участники рынка давно ожидали консолидации отрасли, но активно она началась только в 2005 году. Крупные сделки по слиянию и поглощению провели вторая и третья по величине пивоваренные компании - Sun Interbrew и Heineken.

В августе 2004 года руководство российской Heineken объявило, что ее менеджеры "смогут немного расслабиться", лишь когда доля компании на рынке составит не менее 10%.

После чего последовало сразу три сделки: башкирский завод "Шихан" и нижегородскую "Волгу" Heineken купила у владельцев "Вимм-Билль-Данна", затем у неназванных инвесторов был выкуплен новосибирский "Собол Бир".

Эксперты оценили три завода в $200 млн. Но доля Heineken по итогам прошлого года составила, по оценке "Бизнес Аналитики", всего 8,3%. Поэтому в 2005 году Heineken продолжила скупку пивоварен: с мая по август этого года голландцы приобрели сразу четыре крупные компании - екатеринбургскую "Патру", петербургский комбинат им. Степана Разина, иркутскую Байкальскую пивоваренную компанию, а также "Пивоварни Ивана Таранова".Эксперты оценили все сделки в $800 млн, при этом доля Heineken выросла до 14,3%, что позволило компании вплотную приблизиться к Sun Interbrew - российской дочке корпорации InBev.

Sun Interbrew купила только одного игрока- "Тинькофф" с долей в 1% за $201 млн. Но сделка позволила бельгийцам снова увеличить отрыв от Heineken - сейчас у Sun Interbrew 16,7%. В следующем году разрыв может увеличиться. Sun Interbrew забрала у Heineken контракт на разлив в России Lowenbrau: еще в 2004 году голландцы приобрели владельца марки - немецкую пивоварню Spaten-Lowenbrau. По данным "Бизнес Аналитики", на долю Lowenbrau приходится 0,9% российского рынка.

Другие планы

Лидер рынка - концерн Baltic Beverages Holding - заявил о том, что компания не намерена увеличивать рыночную долю в России. Сейчас она, по данным "Бизнес Аналитики", составляет 37,7%. По российскому антимонопольному законодательству компания, контролирующая более 35% рынка, может быть признана занимающей доминирующее положение.

Год выдался жарким и для BBH. В мае компания объявила о консолидации "Вены", "Пикры" и "Ярпива" в одну компанию на базе "Балтики". "Это позволит снизить затраты в условиях растущей конкуренции за счет объединения закупок и получения скидок",- говорил в интервью "Бизнесу" президент "Балтики" Антон Артемьев. Предполагалось, что юридически объединение завершится к 1 января 2007 года. Похоже, этим планам не суждено сбыться. В июне миноритарии "Балтики" и "Пикры" подали иски против ВВН, обвинив компанию в завышении стоимости "Пикры": предполагалось, что "Балтика" будет выкупать акции красноярской пивоварни у ВВН. Суд отклонил иски, однако затем юристы компании "Алимирзоев и Трофимов", представляющей "миноритарные" интересы, направили еще ряд исков, а также пообещали BBH разбирательство за рубежом. В итоге, по словам эксгендиректора "Ярпива" Анатолия Арзиманова, в лучшем случае объединение произойдет не ранее середины 2007 года.

Непрофильные инвесторы

По неподтвержденным данным, за исками миноритариев стоят структуры, близкие к "Альфа-эко", которая проявляет серьезный интерес к пивному рынку и уже смогла заработать на нем, скупив в 2004 году 10-15% Sun Interbrew и контрольный пакет "Патры", а потом перепродав их InBev.

Затем "Альфа-эко" получила контроль над "Пивоиндустрией Приморья". Теперь компания привлекла в дальневосточный проект партнера - корпорацию IFC, которая инвестировала в уставный капитал пивоварни $5,3 млн, а также предоставила "Альфа-эко" кредит в $7,5 млн.

Пивоваренной отраслью заинтересовался и владелец сети стоматологических клиник "Мастер Дент" Николай Морозов. В апреле он приобрел ульяновский пивзавод "Витязь" и планировал продолжить скупать небольшие региональные пивоварни. В частности, Морозов интересовался "Тверь-пивом", ставропольским Ипатовским пивзаводом, а также Владимирской пивоваренной компанией. Однако эти планы так и не сбылись. "Рынок подогрет сумасшедшими суммами, которые предлагали западные компании, поэтому владельцы стали запрашивать дикие деньги",- говорил Николай Морозов в интервью "Бизнесу".

Консолидация продолжится

С учетом всех сделок доля пяти западных производителей на российском рынке резко выросла - с 73,4% до 84,3%, по данным "Бизнес Аналитики".

Участники рынка полагают, что в следующем году его ожидает дальнейшая консолидация, основные претенденты на продажу - "Очаково" и "Красный Восток". Совладелец и президент "Очакова" Алексей Кочетов говорил, что компании постоянно поступают предложения от западных производителей. "Но мы не продаемся",- отрезал Кочетов. Впрочем, по неофициальной информации, менеджмент "Очакова" все же открыт для переговоров, оценивая компанию в $1,5 млрд.

Владельцы "Красного Востока", по словам одного из пивоваров, который вел с ними переговоры, просят за компанию $1 млрд. "Но у них есть непрофильные активы: магазины, сельскохозяйственное производство, которые неинтересны пивоварам",- говорит собеседник "Бизнеса".

Однако эксперты говорят, что и небольшие региональные пивоварни рано списывать со счетов. "У них есть один путь развития - модернизировать производство и работать с нишевыми продуктами, которые не производят крупные пивовары, например "живое" пиво для HoReCa, пиво с нестандартными вкусами, эль или медовуху",- говорит аналитик ИК "Финам" Ольга Самарец.

Самарец приводит в пример США, где три компании - Anheuser-Busch, SABMiller и Molson Coors - контролируют 85% рынка, но при этом существует еще более 100 небольших компаний, которые работают с нишевыми продуктами.