Цифры

Лидеры корпоративного образования

  • «РБК»

  • 23 апреля 2015 11:25

  • 1887
Екатерина Кузьмина/РБК  Подробнее на РБК: http://top.rbc.ru/business/22/04/2015/55362f8d9a79474a1b553724
Екатерина Кузьмина/РБК Подробнее на РБК: http://top.rbc.ru/business/22/04/2015/55362f8d9a79474a1b553724

Большинство компаний недовольно образованием сотрудников, которое те получили в институтах и университетах: это не специфически российская, а мировая проблема. В России 60% работодателей считают квалификацию своих сотрудников критически недостаточной — эту цифру приводил председатель правления Сбербанка Герман Греф на экономической конференции Высшей школы экономики.

Реформа всей системы образования — задача очень сложная и долгосрочная, бизнесу надо решать эту проблему здесь и сейчас. И бизнес ее решает: тот же Сбербанк вложил больше 10 млрд руб. в строительство собственного университета, открывшегося в конце 2014 года. Похоже, что и в целом на образование сотрудников крупнейший банк тратит больше всех в стране — 2,14 млрд руб. по итогам 2014 года (подробности читайте в материале «Истра просвещения»).

Но первое место в новом рейтинге журнала РБК «15 лидеров корпоративного образования» Сбербанк занял не только благодаря объему потраченных денег. Ранжировать компании только по этому показателю было бы нечестно: гиганты всегда окажутся наверху. Поэтому в рейтинге мы также учли, как затраты на образование соотносятся с фондом оплаты труда в компаниях, приняли во внимание рост или падение таких затрат за последние три года, рост или сокращение числа людей, прошедших через корпоративные программы обучения, и ряд других факторов.

Результаты получились неожиданными: второе место занял сотовый ретейлер «Евросеть», который в сфере образования потеснил расположившихся за ним «Газпром нефть», «Сибур» и «Росатом». Корпоративная академия атомной госкорпорации — отдельная история. Как научить бизнесу людей, большинство которых еще недавно о бизнесе не думали совсем? Что изменилось и чему еще учат людей, отвечающих за боеголовки баллистических ракет и энергоблоки атомных станций, читайте в материале «Ядерная программа».

Многие корпоративные университеты готовы принять на обучение сотрудников других компаний — конечно, за отдельную плату. Казалось бы, кто в здравом уме будет тратить свои деньги на обучение конкурентов? А такие компании есть: почему «Яндекс» и Mail.ru Group вкладывают в обучение программистов, которые с большой долей вероятности потом пойдут работать в другие компании, читайте в материале «Альтруисты из интернета».
Реклама

Положение компании в рейтинге определялось долей затрат на обучение сотрудников в фонде оплаты труда, ростом образовательных расходов в последние годы, ростом доли сотрудников, вовлеченных в образовательные программы. Значение имел и размер штата – при прочих равных, более многочисленные компании занимали более высокое место в рейтинге. Наконец, учитывалась прозрачность в области раскрытия бюджетов и программ, что повлияло на итоговую позицию в рейтинге.

 

Топ-10 компаний корпоративного образования

 

Компании

Итоговый балл

Расходы на образование в 2014 г., млн рублей

Сбербанк

3, 932

2 137

Евросеть

3, 381

250

Газпром нефть

2, 778

581

Сибур

1, 656

308

Росатом

1, 537

1 500

Альфа-банк

1, 525

116

Русгидро

1, 375

82

Вымпелком

0, 970

118

НЛМК

0, 888

171

Ростелеком

0, 747

347

Источник: данные компаний, публичная отчетность, расчеты РБК